Гормоны щитовидной железы

41,706

Гормоны щитовидной железы и связанные с ними заболевания: диагностика и лечение в Анапе

Гормоны щитовидной железы регулируют обмен веществ, рост и деление клеток, деятельность внутренних органов. На здоровье человека негативно сказывается как недостаток, так и избыток гормонов. Игнорировать симптомы и заниматься самолечением опасно для здоровья и жизни. Обнаружив у себя признаки сбоев в работе щитовидки, обратитесь к врачу. Если находитесь в Анапе – в диагностический центр «НеоМед».

Какие гормоны вырабатывает щитовидка

Щитовидная железа продуцирует два основных гормона:

• тироксин (Т4);
  • трийодтиронин (Т3).

Гормонально активны только свободные тироксин и трийодтиронин. Уровень Т4 и Т3 регулирует гормон гипофиза – тиреотропный (ТТГ). При снижении уровня Т3 и Т4 выработка ТТГ усиливается, что в свою очередь повышает синтез тироидных гормонов. При повышении Т3 и Т4 секреция ТТГ замедляется.

Гипотиреоз и его симптомы

Наиболее распространен хронический недостаток тироксина, при котором развивается гипотиреоз. Если не диагностировать отклонение вовремя и не начать принимать тироксин, возможны как обратимые, так и необратимые осложнения.

Ранние симптомы гипотиреоза:

• увеличение массы тела;
  • снижение температуры тела, ощущение чувства холода;
  • ухудшение памяти и внимания, снижение интеллекта;
  • дневная сонливость, слабость;
  • депрессия, беспричинная тоска;
  • пониженное артериальное давление;
  • В12-дефицитная анемия.

Гипотиреоз может стать причиной бесплодия, причем это актуально и для женщин, и для мужчин. У людей с заниженной выработкой тиреоидных гормонов часто повышен холестерин, может снижаться плотности костной ткани.

Первичный гипотиреоз (его доля составляет более 80%) бывает врожденным вследствие недоразвития или отсутствия доли щитовидной железы. Но в большинстве случаев возникает на фоне аутоиммунного тиреоидита – хронического воспалительного заболевания, при котором собственная иммунная система начинают уничтожать клетки щитовидки.

Аутоиммунный тиреоидит может быть генетическим или начать развиваться в результате йодной недостаточности, неблагоприятной экологической обстановки, стрессов, тяжело перенесенных инфекционных заболеваний. Поврежденная или слабая железа производит недостаточное количество гормонов. С возрастом дисфункция может усугубляться.

Подострый тиреоидит – осложнение после вирусных заболеваний, тоже разрушает структуру щитовидки и приводит к гипотиреозу.

Гипотиреоз вторичного и третичного типов развивается из-за различных нарушений воспалительного, деструктивного или травматического типа в гипофизе, приводящих к существенному сокращению тиреоидных гормонов.

Наиболее редко встречается периферический гипотиреоз, его причиной считается сопротивляемость тканей-мишеней (мозга, гипофиза, сердца, костей, печени) гормонам щитовидки.

Заставить организм производить нужное количество тироксина, нельзя, но можно корректировать их количество заместительной гормональной терапией. Как правило, прием медикаментов пожизненный, но корректируется с учетом возраста.

Гипертиреоз ­– признаки и причины

Гипертиреоз (тиреотоксикоз) развивается на фоне повышения гормонов щитовидной железы. В этом случае все процессы в организме ускоряются. Буквально на износ работают все системы и органы, включая сердце. Человек беспричинно худеет, чрезмерно потеет, быстро устает.

Другие симптомы:

• выпячивание глазных яблок;
  • жажда;
  • слабость в мышцах;
  • бессонница;
  • чувство страха;
  • плаксивость;
  • приступы диареи;
  • одышка.

У женщин с гипертиреозом сбивается менструальный цикл, у мужчин снижается потенция, у обоих полов возможно бесплодие. Со временем сокращается объем легких, развивается остеопороз.

Чрезмерная выработка гормонов чаще всего происходит при увеличении щитовидной железы, вызванном аутоиммунным заболеванием – Базедовой болезнью (Диффузный токсический зоб).

Другие причины тиреотоксикоза:

• Узловой токсический зоб – аденома щитовидки, при которой тироксин и трийодтиронин вырабатываются без контроля ТТГ.
  • Тиреоидит де Кервена – вирусное воспалительное заболевание щитовидной железы.
  • Опухоль гипофиза – и доброкачественные, и злокачественные образования нарушают контроль над синтезом Т3 и Т4.
  • Травмы щитовидки.
  • Передозировка йода.
  • Аутоиммунные заболевания.
  • Отравления токсическими веществами, воздействие радиации.

Лечение гипертиреоза зависит от причины избытка тироксина и трийодтиронина. В некоторых случаях не обойтись без хирургического вмешательства. Удаление части увеличенной железы или зоба помогает нормализовать гормональный баланс.

Как сдать анализы на гормоны щитовидной железы

Диагностикой и лечением заболеваний щитовидной железы занимается врач эндокринолог, он и выписывает направление на анализы. Чтобы сэкономить время, можно самостоятельно сдать кровь, а потом с результатами посетить эндокринолога. Но важно понимать, что нормальные результаты нельзя воспринимать, как показатель здоровья щитовидки. Если что-то беспокоит, необходимо все равно посетить врача.

Что исследуют в лаборатории:

• Уровень ТТГ – нормой считается 0.4-4.0 мМЕ/л, у беременных – до 2.5 мМЕ/л.
  • Свободный Т4 – норма 10-25 пмоль/л, снижение является признаком гипотиреоза.
  • Свободный Т3 – важен при подозрении на гипертиреоз.

В диагностическом центре «НеоМед» вы можете сдать анализы на гормоны щитовидной железы без предварительной записи. Но лучше записаться на консультацию к эндокринологу, ведь обследование не ограничивается анализом крови. Врач осмотрит щитовидку, а при необходимости назначит УЗИ и другие исследования.